Темы для курсовых работ по биологии

Биология – одна из редких учебных дисциплин, встречающихся как в школе, так и в вузе. Она считается фундаментальной наукой, требуемой для обучения многим востребованным профессиям, в числе которых: биотехнолог и биохимик, генетик, вирусолог, зоолог и пр. Студенты, поступившие на специальность, напрямую связанную с биологией, совсем скоро должны будут выполнить курсовую. Первым шагом станет выбор темы исследования. Процедура не из легких, так как нужно одновременно угодить себе и преподавателю, а также найти литературу по теме и придумать на нее практическую часть. Для ускорения и упрощения процесса делимся примерами тем курсовых по биологии.

  1. Типы определения пола. Морфология сперматозоида. Значение изменения структуры ядра в процессе сперматогенеза. Морфология яйцеклетки. Овогенез.
  2. Мейоз. Профаза мейоза (лептонема, зигонема, пахинема, диплонема, диакинез). Биологическое значение мейоза. Гаплоидный набор хромосом.
  3. Биологическое значение бесполого размножения бесполого размножения у простейших, двухслойных, в метагенезе возбудителя малярии и эхинококка. Гетерогенез.
  4. Формы бесполого размножения.
  5. Конъюгация. Биологическое значение и биохимическая сущность оплодотворения. Сингамия и кариогамия. Биологическое значение и гибридизация и инбридинга.
  6. Хромосомная теория наследственности . Нуклеосомная модель строения хромосом. Эксперименты Моргана с мушкой дрозофилой по выявлению роли хромосом по передаче наследственных признаков.
  7. Определение пола. Половые хромосомы. Сцепление с полом. Кроссинговер и его значение для доказательства линейного расположения наследственных факторов в хромосомах. Закон умножения вероятностей в генетике.
  8. Ген. Эволюция понятия. Современные представления о тонкой структуре гена. Генный баланс. Дозы гена. Функциональная организация хромосом прокариот и эукариот. Хромосома – форма существования ДНК. Современные представления о роли ДНК в передаче наследственной информации.
  9. Гипотеза Жакоба и Моно о внутриклеточной регуляции (пример с индицированием фермента галактозидазы). Закономерности наследования внеядерных генов.
  10. Плазмиды.
  11. Генетический механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. Наследственность и среда, реализация наследственной информации. Примеры зависимости ее от среды и генотипа. Генотип и фенотип.
  12. Центральная догма биологии. Механизм экспрессии гена. Синтез белка. Обратная связь в системе ДНК→РНК→белок. Механизм редупликации ДНК и ферменты в нем участвующие.
  13. Механизм транскрипции. РНК–зависимый синтез ДНК у РНК – содержащих вирусов. Обратная транскрипция. Процессинг. Экзоны и интроны. Альтернативный сплайсинг.
  14. Трансляция. Этапы трансляции и роль различных форм РНК в этом процессе. Геном человека: реализованные и предстоящие задачи, общие представления о протеоме человека.
  15. Экспериментальные доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации в клетке. Явление трансформации в опытах Гриффитса. Репарация генетического материала.
  16. Методы изучения ДНК. Опыты Ниринберга. Синтез специфических белков. Модификация, фенокопии, генокопии. Проблема наследования благоприятных признаков.
  17. Норма реакции. Примеры.
  18. Мутации спонтанные и индуцированные. Причины мутации. Примеры. Мутации хромосомные, геномные, генные — делеции, транслокации, инверсии, дупликации, полиплоидия, анеуплоидия. Взаимоотношения мутационного процесса и отбора в популяциях ().
  19. Закон Харди-Вайнберга. Элементарное эволюционное явление, элементарные эволюционные факторы. Их характеристика.
  20. Популяция, и ее генофонд. Генетико-автоматические процессы (дрейф генов). Популяционная структура человечества. Люди как объект действия эволюционных факторов.
  21. Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Гаметогенез. Морфология половых клеток. Половой процесс как источник изменчивости.
  22. Понятие о виде. Реальность биологического вида. Структура вида. Критерии вида.
  23. Популяционная структура вида. Генетическая структура популяции.
  24. Применение живых объектов на уроках биологии по разделу жизнь растений.
  25. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии
  26. Биотопическая приуроченность жужелиц рода карабус и птеростих в окрестностях г. Мосты
  27. Иммунитет к вирусным заболеваниям растений, животных, человека.
  28. Использование трансгенного сырья в пищевых производствах.
  29. Молекулярные механизмы повреждения митохондрии. Митохондриальные болезни.
  30. Разработка принципов здорового питания для студентов по набору мышечной массы тела.
  31. Биоразнообразие вредных насекомых агроценоза подсолнечника в условиях Елабужского района.
  32. Фенологические наблюдения по зоологии на примере полевого и домового воробья.
  33. Мутагенные факторы внешней среды.